Немного истории.





















Фриволите (от фр. Frivolite) -- техника узелкового плетения, позволяющая выполнять кружева с оригинальным рисунком из дуг и колец. Техника очень экономична -- и в плане расхода ниток, и с точки зрения необходимых инструментов. Зато изделия, выполненные этим методом, отличаются разнообразием и изяществом. Помимо кружев, это воротники, салфетки, накидки, ажурные вставки для одежды, религиозная атрибутика (покрывала и т.п.), а также украшения -- серьги, кулоны и т.д. Фриволите ни в чем не ограничивает вашу фантазию.
Происхождение французского слова "frivolite" (фриволите) можно объяснить с двух позиций. С одной стороны, словом "frivole" (в переводе "пустой") можно охарактеризовать структуру кружева. Как известно, оно неплотное, с большими незаполненными дырочками. С другой стороны, это же слово переводится с французского как "легкомысленный". Эту характеристику можно отнести к легкомысленности любой отделки. Впрочем, применить его можно и к дамам, которые занимаются рукоделием, ведь для этого не требуется большой сосредоточенности -- можно заниматься творчеством и болтать в свое удовольствие. Поскольку в Россию челночное кружево в XIX веке пришло именно из Франции, зовем мы его именно "фриволите".
Вместе с тем, в других странах фриволите имеет совершенно другие названия.
Так, в Италии этот вид рукоделия называют occhi ("окко"), что в переводе означает "глаз", "глазок". И с этим названием нельзя не согласиться, ведь главный элемент узора имеет овальную форму, похожую на форму глаза. Как известно, итальянские гипюры, изготовленные с помощью челнока, в основном состояли из колец.
В Англии фриволите -- это tatting ("тэттинг" -- от слова "tat" -- плести кружево) -- плетёное кружево.
В Германии кружево фриволите именуют "шиффхен шпитцен" (от нем. schiffchenspitze) - челночное кружево (плетение челноком).
Челнок, с помощью которого создаются изделия фриволите, был изобретен на Востоке, где это кружево так и называется -- "макук", что в переводе с арабского означает "челнок". Упоминания об этой технике встречаются еще в источниках Древнего Китая и Египта. В средние века фриволите распространяется в Италии и Франции, а далее по всей Европе. В XVIII веке стало модным украшать одежду кружевными воротниками, жабо, изысканными манжетами, отделывать кружевом юбки, чепцы, фартуки, носить кружевные палантины и накидки.
После октябрьской революции в России кружевоплетение заклеймили позором, назвав "барской затеей". Было объявлено, что заниматься им советским людям "не к лицу". Так о фриволите забыли на долгие годы…
А вот в странах Европы интерес к кружевоплетению никогда не угасал -- регулярно издавались книги и журналы, посвящённые фриволите, создавались новые техники, организовывались клубы и выставки.
В России одной из первых мастериц, изучивших методику плетения, разработавших условные обозначения элементов схемы кружева фриволите, была Анна Григорьевна Вечерская. Она внесла большой вклад в развитие современной техники фриволите, её изделия отличаются мастерским исполнением и безупречным вкусом. Книги А.Г.Вечерской по плетению кружева фриволите широко известны в России и за рубежом.
В 1970-е годы XX в. фриволите вернулось в Москву. А в последние несколько десятилетий популярность этого вида рукоделия в нашей стране медленно, но верно растет.
Madame Marie Adelaide
(by Jean Marc Nattier)

ЧЕЛНОК И КЛУБОК
The Countess of Albemarle
(by Joshua Reynolds)

Portrait de Mrs. Pearce
by Francis Wheatley (1786)
Portrait of Madame Dange,
1753 - Louis Tocque
Hosted by uCoz